Я - Почемучка. А ты - Потомучка!
Новости / 08 апреля 2012г.
Что должны знать наши дети в том или ином возрасте? А что родители должны знать о своих детях? Чему и в каком возрасте их научить?
Сегодня уровень знаний, информированности и осведомленности рассматривается как залог успешности социальной, профессиональной, личностной. Современный человек должен уметь адекватно оценить ситуацию, быстро принять нестандартное, творческое решение, нацеленное на результат. Когда и как этому научиться? На каждом возрастном этапе свои цели и задачи. Но основы, безусловно, закладываются в детстве. Как обнаружить, насколько ваш малыш потенциально одарен? Как эту одаренность предсказать? Первые признаки могут проявиться уже в три года. А ключ к догадке – это всего-навсего вопросы «почему?». Именно по количеству и качеству задаваемых ребенком вопросов можно судить о его творческих возможностях.
Так почему же «почему?» так важно? Да потому, что утверждение своего «Я», начинающееся с кризисом трех лет, завершается возрастом «почемучек». Ребенок, с одной стороны, хочет отделиться от взрослого, демонстрируя свое упрямое «Я сам!», с другой стороны, стремится не потерять такую значимую для него эмоциональную связь с родителями. Раздражая вас своим упрямством, неуправляемостью и капризами, малыш подсознательно боится оттолкнуть вас насовсем. Поэтому он находит маленькую хитрость. Берет инициативу общения на себя. Отсюда эти его бесконечные и надоедливые «почему?».
«Почему собаки не ходят в садик?»
«Почему цыпленок не спит в кроватке?»
«Почему кукла не ест яблоки? и так далее. Как автоматная очередь!
И чем нелепее вопросы, тем затруднительней найти ответы. И вот уже окружающие ребенка взрослые раздражены до предела, либо сами заражены вирусом «почему» и старательно ищут обстоятельные ответы. Целесообразно ли это? Ведь малышу в три года совершенно неважно слышать правильный исчерпывающий ответ на свой вопрос. Ему важнее просто задать вам вопрос только для того, чтобы отвечая вы обратили на него свое внимание.
В три года малыш лишь удивляется чему-то новому и проявляет любопытство. Зато чуть позже, после трех, вопросы уже будут не просто свидетельством любопытства, а станут признаками любознательности малыша. Изменится качество вопросов. Малыш не просто будет удивляться новому, он захочет все о нем узнать. Теперь многочисленные «почему?», а еще «зачем?» и «а что будет, если…?» свидетельствуют о развитии познавательных мотивов. Вопросы становятся разумнее и содержательнее, и отвечать на них проще. Но, давая ответ, все равно необходимо исходить из возрастных возможностей ребенка. При этом надо знать, что с возрастом устойчивость всех познавательных мотивов возрастает.
Уже в пять-шесть лет все детские «почему?» - это стремление постичь суть окружающего, понять причины, связи между большинством предметов и явлений.
Ребенок задает вам «сто тысяч почему» только потому, что сам себе он задает их еще больше!
Наш «взрослый» долг, долг родителей и педагогов, поддерживать в детях любознательность и пробуждать ее, чтобы число вопросов не иссякло, а задавать их было интересно и полезно. Однако не стоит перегружать мир детства своей «внушительной» эрудицией. Отвечая на вопрос, желательно опираться на особенности интеллекта и темперамента малыша.
Чем больше в вашем доме «почему?», тем более развит ваш ребенок, тем выше его творческий потенциал! Задавайте больше вопросов себе, своему ребенку, терпеливо и продуктивно отвечайте на его вопросы. В этом залог успеха становления полноценной, самодостаточной, интересующейся личности. «Чем больше вопросов, тем шире знания». Аксиома? Безусловно!
Ю.А.Низовцева