Коновалова Анна Александровна

Преподаватели / 23 января 2015г.

 

Коновалова Анна Александровна

Преподаватель детского отделения АНОДО «АДО», педагог дошкольного образования высшей категории, высшее педагогическое образование, стаж работы 48 лет. Ведет предмет «Изобразительное искусство»

1. Каковы пределы самостоятельности шестилетнего ребенка по вашему мнению?

Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать без помощи взрослого. Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элемента творчества.

Особенно много хлопот с теми, кто не приучен к самостоятельности. Такие дети требуют помощи буквально во всем: на уроке, в гардеробе…

Родители должны знать, что ребенок, который готовится к школе, должен иметь дома постоянные поручения, обязанности, уметь занять себя чем-нибудь, не обращаясь постоянно к взрослым, владеть навыками самообслуживания.

Самостоятельный ребенок легко переживает период перехода от дошкольного образа жизни к школьному. Самостоятельный ребенок, получив задание, сразу приступает к его выполнению, не ждет подсказки или одобрения. В новой ситуации он не теряется, спокоен, в целом легко включается в новую для него учебную деятельность. Но «идеальных» в этом отношении шестилеток немного. Поэтому надо весь год воспитывать у детей самостоятельность в поведении, труде, учении.

Первоклассник, у которого не развита самостоятельность, испытывает в школе серьезные нервно-психические и практические перегрузки. Новая обстановка, новые требования вызывают у него чувство тревоги и неуверенности в себе. Привычка к постоянной опеке взрослого, исполнительская модель поведения, сложившаяся у такого ребенка, мешают ему войти в общий ритм работы класса, делают его беспомощным при выполнении заданий учителя.

Вот правила, о которых должен помнить родитель, стремящийся развить у детей самостоятельность. Необходимо:

-  постоянно обогащать знания и умения детей,

- создавать условия, побуждающие детей активно использовать имеющиеся знания и умения, воспитывать интерес к самостоятельным действиям, поощряя самостоятельность,

- постоянно менять тактику руководства деятельностью детей: от прямых приемов (показ, объяснение) переходить к косвенным (совет, напоминание, аналогия), побуждать самостоятельность и самоконтроль,

- тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить дело до конца, ориентировать на получение хорошего результат,

- постоянно расширять область самостоятельности детей, раскрывать перед ними новые возможности, показывать рост их достижений,

- поддерживать у детей чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий,

- поддерживать стремление к самоконтролю и самоорганизации.

Важно своевременно развивать самостоятельность в разных видах деятельности (дежурство на кухне или  выполнение других постоянных домашних поручений, разные виды ручного труда и конструирования).

Важно формировать интерес к творчеству. Творчество является высшим проявлением самостоятельности. Центром творческого процесса является воображение, а подлинной школой воображения – сюжетная игра. Зарождаясь в игре творческое воображение переносится в другие виды деятельности: рисование, труд, конструирование, движение…

Большие возможности для развития самостоятельности и творчества заключаются в изобразительной деятельности. В рисовании, лепке, аппликации развивается ценная способность к творческому воплощению художественного образа.

 2. Что бы вы попросили у щуки, если бы оказались на месте Емели (по щучьему веленью, по моему хотенью, хочу, чтобы…)

Хочу, чтобы дети рождались здоровыми, меньше болели. Хочу, чтобы не было детдомов.